Строительное энергосбережение

{title}
закрыть

Главная Новости

Сравнение автомобилей Победа ГАЗ-М-20, Opel, Peugeot, Tatra, Lancia

Опубликовано: 27.08.2018

Была ли Победа ГАЗ-М-20 передовой? Таким вопросом задался коллектив TOPRUSCAR при сравнении ее с зарубежными аналогами. Ведь согласно устоявшемуся мнению Победу частенько относят если не к суперкарам своего времени, то к одному из самых прогрессивных автомобилей тех лет. Так ли это?

Как и в случае с Волгой ГАЗ-21Р мы решили отказаться в данном сравнении автомобилей от американских визави в лице Nash, Hudson, Packard и прочих, которые при некотором стилистическом сходстве значительно крупнее и мощнее. Тем более что Opel Kapitan, послуживший отправной точкой при разработке Победы и участвующий в нашем анализе, можно смело считать проамериканским авто, ведь немецкая компания входит в состав General Motors с 1929 года.

Подбор чистокровных европейцев оказался довольно трудным занятием. В первые годы после Второй мировой войны полуразрушенной Европе было не до выпуска среднеразмерных автомобилей. Подобный класс формировался в начале пятидесятых и это уже были более совершенные во всех отношениях, чем отечественный ГАЗ-М-20, машины. Даже самый ранний представитель этого направления Lancia Aurelia B10, появившийся в 1950 году, довольно наглядно демонстрирует подавляющее превосходство над Победой. Полностью независимые подвески и шестицилиндровые двигатели становились визитными карточками лучших моделей из среднего класса.

Но может на момент запуска в производство 28 июня 1946 года Победа была лучшей в отсутствии конкурентов? Сравнение с Opel Kapitan показывает, что нет. Основная проблема ГАЗ-М-20 – это большой вес, обусловленный адаптацией к суровым российским условиям и слабый мотор устаревшей конструкции. Дело даже не в том, что у Опеля было 6 цилиндров, а у Победы – 4. Отечественный мотор вел свою родословную от Dodge D5 1937 года, который имел SV-газораспределение, или проще говоря, был нижнеклапанным . В то время как у Kapitan был уже более современный нижневальный мотор (OHV), который при прочих равных обеспечивает лучшее соотношение мощность/экономичность. Неудивительно, что на ГАЗе, борясь с прожорливостью агрегата, были вынуждены ампутировать пару цилиндров, сделав мотор 4-цилиндровым, чтобы хоть как-нибудь умерить аппетит.

Наш сотрудник, а в прошлом выпускник МАДИ, воспользовавшись старыми знаниями и Microsoft Exel, получил следующие теоретические цифры расхода топлива: 14-18 литров на 100 км для Победы и 9-13 литров для Опеля и Лянчи. Оставь агрегат шестицилиндровым, разница наверняка достигла бы двукратной величины, а ведь Победу нужно было еще продавать и за границей.

Немного о датах. Говорить о полноценном запуске ГАЗ-М-20 в производство, упоминая при этом 1946 год, тоже не совсем корректно. Первые 1700 экземпляров имеют массу нареканий и постановлением правительства от 31 августа 1948 года выпуск машины прекращают, отправляя ее на повторные госиспытания. Полноценный серийный выпуск возобновляется в декабре того же года. Именно поэтому наше сравнение с Peugeot 203 и Tatra T 600, стартовавшими в 1948 году, мы сочли корректным. Тем более что Peugeot 203, впервые показанный на Парижском автосалоне 1947 года, к тому моменту уже более пяти лет находится в разработке. Просто репутация фирмы и последующая свободная конкуренция не позволяют французам вести себя в советском стиле, раньше времени запуская в производство сырой образец, как это произошло с Победой.

Единственное с чем пришлось смириться, так это чуть более младший класс Peugeot 203 в сравнении с отечественным аналогом. Выражаясь современным языком, и Пежо и Победа относятся к среднему классу, только француз к классу «D» по европейской классификации, тогда как М-20 попадает в более престижный размер сегмента «E». Но посмотрите на энерговооруженность . Даже более поздний и мощный (+2 л.с.) вариант ГАЗ-М-20В имеет солидные 28,1 кг на каждую лошадиную силу, против 20,2 кг у Пежо. С такими показателями «Двести третья» настоящий спорткар – отдыхает даже передовая Лянча. Добавьте сюда пружины вместо рессор в задней подвеске, легковесное шасси, и уже нетрудно представить, что именно с этой модели за Пежо закрепляется статус комфортных и азартных автомобилей. А еще Пежо обратил на себя внимание тем, что он единственный имеет повышающую передачу в коробке. То есть, максимальная скорость достигается на третьей ступени, а четвертая скорость предназначена для повышения экономичности и комфорта пассажиров за счет снижения оборотов двигателя.

Чешская модель – попытка совместить технологии, принятые в малом классе, на автомобиле больших размеров. Компактный мотор воздушного охлаждения и отсутствие карданного вала позволяют удержать снаряженную массу на уровне 1200 кг, что благотворно сказывается на разгонной динамике, а рекордный коэффициент обтекаемости Cx=0,32 помогает Tatra T 600 не сильно отставать от более мощных 6-цилиндровых конкурентов в показателе максимальной скорости. Кстати, для Победы значился еще более низкий показатель Cx=0,31. Но глядя на зализанные формы татровского передка и на разницу в «максималках» при равной мощности, в показатель отечественного автомобиля верится с трудом, тем более что при последующих испытаниях 1982 года в НАМИ было получено значение Cx=0,44. Еще один аэродинамический факт: фастбэки тех лет не отличались курсовой устойчивостью на скорости, именно поэтому Tatra T 600 имеет задний киль небольших размеров, а в гамме Opel Kapitan последних лет выпуска и вовсе решили отказаться от фастбеков, ограничившись вариантом седан.

Каковы же реальные динамические характеристики Победы. В авторитетном советском автомобильном справочнике НИИАТ значится только максимальная скорость 105 км/ч – указывать динамику разгона в те времена было не принято. Интернет сообщает разные цифры: от оптимистичных 30 секунд, до 46. Теоретический расчет, проведенный вышеуказанным специалистом, обнаруживает цифру 50 секунд, что, к сожалению, значительно хуже показателей рассмотренных конкурентов. Можно конечно посетовать на то, что 50 секунд – это лишь данные расчета, но ведь полученные значения для остальных машин отличались на величину плюс-минус 2 секунды от заводских показателей, что при общих цифрах более 20 секунд достаточно точно. Единственных нареканий и сомнений у «теоретика» удостоился лишь Opel Kapitan, где на указанной производителем максимальной скорости 133 км/ч мотор будет иметь более 4600 об/мин, что очень много и мало вероятно при оборотах максимальной мощности на 3800 об/мин.

И наконец, утверждение о том, что Победа была первым автомобилем без выступающих крыльев с кузовом типа «понтон», справедливо, но лишь отчасти. Во-первых, как мы уже выяснили, полноценным серийным автомобилем Победа стала в том же 1948 году, что и более «зализанная» Tatra T 600. А во-вторых, степень выступания крыльев на несущем кузове – не более чем дань моде. На том же Peugeot 203 или даже Opel Kapitan далекого 1938 года ничто не мешало сделать крылья заподлицо с кузовом – просто западные производители не хотели рисковать и заигрывать с устоявшимся покупательским вкусом, предпочитая более плавный переход от «каретных» форм к «понтонным».

Не многовато ли негатива в адрес народной любимицы? Отнюдь. Как и последующая «двадцать первая» Волга, Победа отлично подходила под суровые российские условия с эксплуатацией по плохим дорогам. Как пошутил один из коллег: «Победа – это первый кроссовер в мире, сочетающий внедорожные качества с практичностью легковушки». А раз так, то худшая динамика и больший расход топлива ей простительны. Достойный продукт своего времени, только не суперкар и не такой уж передовой, как принято считать.

 

  Победа ГАЗ М-20 В Opel Kapitan Peugeot 203 Tatra T 600 Lancia Aurelia B10
Годы выпуска 1946-1958 1938-1953 1948-1955 1948–1952 1950-1958
Кузов Фастбэк Седан Седан Фастбэк Седан
Число дверей 4 4 4 4 4
Длина, мм 4665 4715 4350 4540 4420
Ширина, мм 1695 1720 1610 1670 1560
Высота, мм 1640 1625 1560 1520 1500
Колесная база, мм 2700 2695 2580 2700 2860
Колея передняя, мм 1364 1338 1346 1300 1280
Колея задняя, мм 1362 1326 1295 1300 1300
Клиренс , мм 200 203 178 220 150
Снаряженная масса, кг 1460 1240 910 1200 1150
Передняя подвеска Двойные рычаги, пружины Двойные рычаги, пружины Двойные рычаги, пружины Трапецевидные рычаги, рессоры Раздвижные стойки, пружины
Задняя подвеска Неразрезной мост, рессоры Неразрезной мост, рессоры Неразрезной мост, пружины Полуоси, торсионы Косые рычаги, пружины
Передние тормоза Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные
Задние тормоза Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные
Двигатель R4 R6 R4 B4 V6
Расположение Спереди продольно Спереди продольно Спереди продольно Сзади, продольно Спереди продольно
Охлаждение Жидкостное Жидкостное Жидкостное Воздушное Жидкостное
Питание Карбюратор Карбюратор Карбюратор Карбюратор Карбюратор
Газораспределение SV OHV OHV OHV OHV
Число клапанов на цилиндр 2 2 2 2 2
Рабочий объем, см3 2120 2456 1290 1950 1754
Диаметр цилиндра, мм 82 80 75 85 70
Ход поршня, мм 100 82 73 86 76
Степень сжатия 6,2 6,75 6,8 6,1 6,75
Мощность, л.с. 52 58 45 52 56
Обороты в минуту 3600 3800 4500 4000 400
Крутящий момент , Нм 123 157 80 118 106
Обороты в минуту 2200 1300 2500 2000 2500
Коробка передач механическая механическая механическая механическая механическая
Число передач 3 3 4 4 4
Передаточные числа :          
1-ая передача 3,12 2,94 3,45 3,55 2,86
2-ая передача 1,77 1,66 1,54 2,26 1,84
3-я передача 1 1 1 1,44 4,25
4-ая передача     0,76 0,96 0,86
Главная пара 5,13 4,3 3,63 4,09 4,7
Максимальная скорость при оборотах максимальной мощности:      
на 1-ой передаче 35 37 37 36 44
на 2-ой передаче 62 65 83 56 68
на 3-ей передаче 100 109 128 88 101
на 4-ой передаче     168 132 147
Привод Задний Задний Задний Задний Задний
Максимальная скорость км/ч 105 133 116 130 135
Разгон 0-100 км/ч (с): 50,1* 26 32 30 25
Емкость топливного бака, л 55 50 50 56 60
Расход топлива, л/100 км* 14,1-18,2 9,9-13,3 7,2-10,1 8,9-11,1 9,1-11,4
           
Примечания:  цифры максимальной скорости для высших передач, превышающие официальную «максималку», показывают теоретически возможную скорость без учета сопротивления воздуха, в реальных условиях, достижимую лишь при движении автомобиля под горку.
*Теоретический расчет TOPRUSCAR        
rss