Опубликовано: 27.08.2018
Была ли Победа ГАЗ-М-20 передовой? Таким вопросом задался коллектив TOPRUSCAR при сравнении ее с зарубежными аналогами. Ведь согласно устоявшемуся мнению Победу частенько относят если не к суперкарам своего времени, то к одному из самых прогрессивных автомобилей тех лет. Так ли это?
Как и в случае с Волгой ГАЗ-21Р мы решили отказаться в данном сравнении автомобилей от американских визави в лице Nash, Hudson, Packard и прочих, которые при некотором стилистическом сходстве значительно крупнее и мощнее. Тем более что Opel Kapitan, послуживший отправной точкой при разработке Победы и участвующий в нашем анализе, можно смело считать проамериканским авто, ведь немецкая компания входит в состав General Motors с 1929 года.
Подбор чистокровных европейцев оказался довольно трудным занятием. В первые годы после Второй мировой войны полуразрушенной Европе было не до выпуска среднеразмерных автомобилей. Подобный класс формировался в начале пятидесятых и это уже были более совершенные во всех отношениях, чем отечественный ГАЗ-М-20, машины. Даже самый ранний представитель этого направления Lancia Aurelia B10, появившийся в 1950 году, довольно наглядно демонстрирует подавляющее превосходство над Победой. Полностью независимые подвески и шестицилиндровые двигатели становились визитными карточками лучших моделей из среднего класса.
Но может на момент запуска в производство 28 июня 1946 года Победа была лучшей в отсутствии конкурентов? Сравнение с Opel Kapitan показывает, что нет. Основная проблема ГАЗ-М-20 – это большой вес, обусловленный адаптацией к суровым российским условиям и слабый мотор устаревшей конструкции. Дело даже не в том, что у Опеля было 6 цилиндров, а у Победы – 4. Отечественный мотор вел свою родословную от Dodge D5 1937 года, который имел SV-газораспределение, или проще говоря, был нижнеклапанным . В то время как у Kapitan был уже более современный нижневальный мотор (OHV), который при прочих равных обеспечивает лучшее соотношение мощность/экономичность. Неудивительно, что на ГАЗе, борясь с прожорливостью агрегата, были вынуждены ампутировать пару цилиндров, сделав мотор 4-цилиндровым, чтобы хоть как-нибудь умерить аппетит.
Наш сотрудник, а в прошлом выпускник МАДИ, воспользовавшись старыми знаниями и Microsoft Exel, получил следующие теоретические цифры расхода топлива: 14-18 литров на 100 км для Победы и 9-13 литров для Опеля и Лянчи. Оставь агрегат шестицилиндровым, разница наверняка достигла бы двукратной величины, а ведь Победу нужно было еще продавать и за границей.
Немного о датах. Говорить о полноценном запуске ГАЗ-М-20 в производство, упоминая при этом 1946 год, тоже не совсем корректно. Первые 1700 экземпляров имеют массу нареканий и постановлением правительства от 31 августа 1948 года выпуск машины прекращают, отправляя ее на повторные госиспытания. Полноценный серийный выпуск возобновляется в декабре того же года. Именно поэтому наше сравнение с Peugeot 203 и Tatra T 600, стартовавшими в 1948 году, мы сочли корректным. Тем более что Peugeot 203, впервые показанный на Парижском автосалоне 1947 года, к тому моменту уже более пяти лет находится в разработке. Просто репутация фирмы и последующая свободная конкуренция не позволяют французам вести себя в советском стиле, раньше времени запуская в производство сырой образец, как это произошло с Победой.
Единственное с чем пришлось смириться, так это чуть более младший класс Peugeot 203 в сравнении с отечественным аналогом. Выражаясь современным языком, и Пежо и Победа относятся к среднему классу, только француз к классу «D» по европейской классификации, тогда как М-20 попадает в более престижный размер сегмента «E». Но посмотрите на энерговооруженность . Даже более поздний и мощный (+2 л.с.) вариант ГАЗ-М-20В имеет солидные 28,1 кг на каждую лошадиную силу, против 20,2 кг у Пежо. С такими показателями «Двести третья» настоящий спорткар – отдыхает даже передовая Лянча. Добавьте сюда пружины вместо рессор в задней подвеске, легковесное шасси, и уже нетрудно представить, что именно с этой модели за Пежо закрепляется статус комфортных и азартных автомобилей. А еще Пежо обратил на себя внимание тем, что он единственный имеет повышающую передачу в коробке. То есть, максимальная скорость достигается на третьей ступени, а четвертая скорость предназначена для повышения экономичности и комфорта пассажиров за счет снижения оборотов двигателя.
Чешская модель – попытка совместить технологии, принятые в малом классе, на автомобиле больших размеров. Компактный мотор воздушного охлаждения и отсутствие карданного вала позволяют удержать снаряженную массу на уровне 1200 кг, что благотворно сказывается на разгонной динамике, а рекордный коэффициент обтекаемости Cx=0,32 помогает Tatra T 600 не сильно отставать от более мощных 6-цилиндровых конкурентов в показателе максимальной скорости. Кстати, для Победы значился еще более низкий показатель Cx=0,31. Но глядя на зализанные формы татровского передка и на разницу в «максималках» при равной мощности, в показатель отечественного автомобиля верится с трудом, тем более что при последующих испытаниях 1982 года в НАМИ было получено значение Cx=0,44. Еще один аэродинамический факт: фастбэки тех лет не отличались курсовой устойчивостью на скорости, именно поэтому Tatra T 600 имеет задний киль небольших размеров, а в гамме Opel Kapitan последних лет выпуска и вовсе решили отказаться от фастбеков, ограничившись вариантом седан.
Каковы же реальные динамические характеристики Победы. В авторитетном советском автомобильном справочнике НИИАТ значится только максимальная скорость 105 км/ч – указывать динамику разгона в те времена было не принято. Интернет сообщает разные цифры: от оптимистичных 30 секунд, до 46. Теоретический расчет, проведенный вышеуказанным специалистом, обнаруживает цифру 50 секунд, что, к сожалению, значительно хуже показателей рассмотренных конкурентов. Можно конечно посетовать на то, что 50 секунд – это лишь данные расчета, но ведь полученные значения для остальных машин отличались на величину плюс-минус 2 секунды от заводских показателей, что при общих цифрах более 20 секунд достаточно точно. Единственных нареканий и сомнений у «теоретика» удостоился лишь Opel Kapitan, где на указанной производителем максимальной скорости 133 км/ч мотор будет иметь более 4600 об/мин, что очень много и мало вероятно при оборотах максимальной мощности на 3800 об/мин.
И наконец, утверждение о том, что Победа была первым автомобилем без выступающих крыльев с кузовом типа «понтон», справедливо, но лишь отчасти. Во-первых, как мы уже выяснили, полноценным серийным автомобилем Победа стала в том же 1948 году, что и более «зализанная» Tatra T 600. А во-вторых, степень выступания крыльев на несущем кузове – не более чем дань моде. На том же Peugeot 203 или даже Opel Kapitan далекого 1938 года ничто не мешало сделать крылья заподлицо с кузовом – просто западные производители не хотели рисковать и заигрывать с устоявшимся покупательским вкусом, предпочитая более плавный переход от «каретных» форм к «понтонным».
Не многовато ли негатива в адрес народной любимицы? Отнюдь. Как и последующая «двадцать первая» Волга, Победа отлично подходила под суровые российские условия с эксплуатацией по плохим дорогам. Как пошутил один из коллег: «Победа – это первый кроссовер в мире, сочетающий внедорожные качества с практичностью легковушки». А раз так, то худшая динамика и больший расход топлива ей простительны. Достойный продукт своего времени, только не суперкар и не такой уж передовой, как принято считать.
Победа ГАЗ М-20 В | Opel Kapitan | Peugeot 203 | Tatra T 600 | Lancia Aurelia B10 | |
Годы выпуска | 1946-1958 | 1938-1953 | 1948-1955 | 1948–1952 | 1950-1958 |
Кузов | Фастбэк | Седан | Седан | Фастбэк | Седан |
Число дверей | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Длина, мм | 4665 | 4715 | 4350 | 4540 | 4420 |
Ширина, мм | 1695 | 1720 | 1610 | 1670 | 1560 |
Высота, мм | 1640 | 1625 | 1560 | 1520 | 1500 |
Колесная база, мм | 2700 | 2695 | 2580 | 2700 | 2860 |
Колея передняя, мм | 1364 | 1338 | 1346 | 1300 | 1280 |
Колея задняя, мм | 1362 | 1326 | 1295 | 1300 | 1300 |
Клиренс , мм | 200 | 203 | 178 | 220 | 150 |
Снаряженная масса, кг | 1460 | 1240 | 910 | 1200 | 1150 |
Передняя подвеска | Двойные рычаги, пружины | Двойные рычаги, пружины | Двойные рычаги, пружины | Трапецевидные рычаги, рессоры | Раздвижные стойки, пружины |
Задняя подвеска | Неразрезной мост, рессоры | Неразрезной мост, рессоры | Неразрезной мост, пружины | Полуоси, торсионы | Косые рычаги, пружины |
Передние тормоза | Барабанные | Барабанные | Барабанные | Барабанные | Барабанные |
Задние тормоза | Барабанные | Барабанные | Барабанные | Барабанные | Барабанные |
Двигатель | R4 | R6 | R4 | B4 | V6 |
Расположение | Спереди продольно | Спереди продольно | Спереди продольно | Сзади, продольно | Спереди продольно |
Охлаждение | Жидкостное | Жидкостное | Жидкостное | Воздушное | Жидкостное |
Питание | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор |
Газораспределение | SV | OHV | OHV | OHV | OHV |
Число клапанов на цилиндр | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Рабочий объем, см3 | 2120 | 2456 | 1290 | 1950 | 1754 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 | 80 | 75 | 85 | 70 |
Ход поршня, мм | 100 | 82 | 73 | 86 | 76 |
Степень сжатия | 6,2 | 6,75 | 6,8 | 6,1 | 6,75 |
Мощность, л.с. | 52 | 58 | 45 | 52 | 56 |
Обороты в минуту | 3600 | 3800 | 4500 | 4000 | 400 |
Крутящий момент , Нм | 123 | 157 | 80 | 118 | 106 |
Обороты в минуту | 2200 | 1300 | 2500 | 2000 | 2500 |
Коробка передач | механическая | механическая | механическая | механическая | механическая |
Число передач | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Передаточные числа : | |||||
1-ая передача | 3,12 | 2,94 | 3,45 | 3,55 | 2,86 |
2-ая передача | 1,77 | 1,66 | 1,54 | 2,26 | 1,84 |
3-я передача | 1 | 1 | 1 | 1,44 | 4,25 |
4-ая передача | 0,76 | 0,96 | 0,86 | ||
Главная пара | 5,13 | 4,3 | 3,63 | 4,09 | 4,7 |
Максимальная скорость при оборотах максимальной мощности: | |||||
на 1-ой передаче | 35 | 37 | 37 | 36 | 44 |
на 2-ой передаче | 62 | 65 | 83 | 56 | 68 |
на 3-ей передаче | 100 | 109 | 128 | 88 | 101 |
на 4-ой передаче | 168 | 132 | 147 | ||
Привод | Задний | Задний | Задний | Задний | Задний |
Максимальная скорость км/ч | 105 | 133 | 116 | 130 | 135 |
Разгон 0-100 км/ч (с): | 50,1* | 26 | 32 | 30 | 25 |
Емкость топливного бака, л | 55 | 50 | 50 | 56 | 60 |
Расход топлива, л/100 км* | 14,1-18,2 | 9,9-13,3 | 7,2-10,1 | 8,9-11,1 | 9,1-11,4 |
Примечания: цифры максимальной скорости для высших передач, превышающие официальную «максималку», показывают теоретически возможную скорость без учета сопротивления воздуха, в реальных условиях, достижимую лишь при движении автомобиля под горку. | |||||
*Теоретический расчет TOPRUSCAR |