Строительное энергосбережение

{title}
закрыть

Главная Новости

ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ ТРИММЕР НА САМОЛЁТЕ: Что нам мешает управлять и как с этим бороться

Опубликовано: 27.08.2018

Триммер (trim tab) руля высоты. Схема принципа действия триммера. Они могут быть использованы на нескоростных самолетах и устанавливаются обычно на элеронах и рулях направления. Нерегулируемый триммер на РН легкомоторного самолета. Принцип действия нерегулируемого триммера на элероне самолета. Неуправляемый триммер на РН учебно-тренировочного самолета. Существуют также так называемые неуправляемые триммеры.

Триммер (от англ.trimmer, от trim — приводить в порядок) — небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата. Поэтому, чтобы зря не утомлять лётчика и избавить его от ненужных усилий, на каждой рулевой поверхности устанавливается триммер, позволяющий полностью снимать балансировочные усилия.

Применяется на самолётах в системах управления с необратимыми гидроусилителями и искусственно созданной нагрузкой на органах управления. Представляют собой, чаще всего, отгибаемые вручную пластины и используются при наличии какой-либо аэродинамической несимметричности летательного аппарата.

Кроме традиционной конструкции триммера применяется также триммирование с помощью управляемого (или передвижного) стабилизатора, хотя этот способ уже нельзя отнести к аэродинамической компенсации

Самолет L-410. Хорошо видны сервокомпенсаторы руля высоты и руля направления. Это один из самых распространенных видов простейшей аэродинамической компенсации. Такая компенсация применяется в том числе и на многорежимных самолетах (оборудованных системой гидроусиления), летающих как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых скоростях.

Принцип роговой компенсации. Такой тип компенсации используют обычно на элеронах, на скоростных самолетах. Применяется это устройство обычно на легкомоторных самолетах, которые не оборудованы отдельным рулем высоты.

Служит для частичной или полной аэродинамической компенсации шарнирного момента на установившемся режиме полёта, для уменьшения усилий в системе управления. Триммирование может способствовать полному компенсированию балансировочных нагрузок на органах управления в кабине пилота. Чтобы обеспечить нормальное пилотирование, усилие на штурвале должно быть ощутимым, в противном случае, любое случайное отклонение могло бы ввести самолёт в штопор.

Осевая компенсация цельноповоротных стабилизаторов таких самолетов часто выполняется с «перекомпенсацией»

К тому же, если самолёт разбалансирован по усилиям его трудно пилотировать, так как любое ослабление усилия толкнёт штурвальную колонку в ненужное положение. Также шарнирно подвешивается в хвостовой части руля, но, в отличие от сервокомпенсатора, имеет дополнительное ручное или электромеханическое управление. Подбирая нужный угол установки, лётчик может уравновесить самолёт при нулевом шарнирном моменте на руле высоты.

Воздух же — субстанция ненадежная, но именно она является, так сказать, средой обитания многочисленной армии аппаратов тяжелее воздуха, самолетов и вертолетов. И именно она же предоставляет им большие возможности, делая пребывание этих металлических птиц в сотнях и тысячах метров над землей вполне комфортным.

Без всего этого и еще много чего другого в воздухе не обойтись. Для раскрытия своих возможностей самолет использует аэродинамические поверхности. Все движение и ориентация его в воздухе основано на действии различных сил и моментов, большая часть из которых в той или иной степени носит аэродинамическую природу.

Делается все это различными способами и в связи с этим имеет место такое понятие как компенсация. Все просто. Любая управляющая поверхность самолета связана с остальной конструкцией через шарнир. Отчего зависит его величина и в чем, собственно, состоит его вредность? Хотя правильнее видимо все же будет упомянуть не только о вредности, но и о полезности шарнирного момента.

Понятно, что с увеличением геометрических размеров летательного аппарата, требующих увеличения потребных размеров рулей, шарнирный момент тоже увеличивается. Это смещение естественно вызывает увеличения плеча приложения силы (относительно шарнира) и, в конечном итоге, рост величины шарнирного момента.

В процессе перекладки стабилизатора угол наклона руля высоты также плавно меняется, чтобы сохранить балансировку самолета

Кроме того есть в системе управления одно звено, которое, в общем-то, невозможно ни упрочнить, ни усилить. Это пилот, воспринимающий на себя через органы управления в кабине воздействие шарнирного момента на управляющие поверхности. Вредные и полезные нагрузки. Ведь в соответствии с этим нагрузками, которые летчик ощущает на ручке управления и педалях, он осуществляет пилотаж. Они позволяют ему судить об интенсивности маневра, о перегрузке и поведении самолета.

Триммер фиксирует штурвал (ручку управления) в заданном положении, для того чтобы самолёт мог снижаться, набирать высоту и лететь в горизонтальном полёте без приложения усилий к штурвальной колонке. Отклонение триммера на некоторый угол осуществляется пилотом с помощью специального привода и не зависит от угла отклонения органа управления.

Читайте также:

Читайте также:

rss