Строительное энергосбережение

{title}
закрыть

Выбор профессионального монтажного инструмента

Опубликовано: 27.08.2018

видео выбор профессионального   монтажного инструмента

Жесткий тест инструмента Хилти (HILTI) от Алексея Земскова

Для того чтобы сделать качественный ремонт, одного желания и умения явно не достаточно, необходимо иметь соответствующий высококачественный инструмент. Любой автослесарь, даже если он не приобретает свой личный инструмент самостоятельно, должен хорошо знать, чем он работает. К сожалению, большинство отечественных автомобилей комплектуется инструментом, как и несколько десятилетий назад, по принципу-— «лишь бы было». Справедливости ради можно сказать, что не весь инструмент отечественного производства годился лишь на переплавку, попадались и довольно качественные образцы, но это были экземпляры из комплектов к совершенно другим машинам. Разумеется, ремонтировать автомобили инструментом из прилагаемого к ним комплекта — дело неблагодарное, каждый уважающий себя мастер должен иметь личный набор. Нередко организации, занимающиеся ремонтом автомобилей, из-за экономии закупают «бюджетный» инструмент для профессионального ремонта. Как выход из положения, начинающему слесарю имеет смысл приобрести личный инструмент, для начала несколько наиболее «ходовых» ключей и отверток (кстати, в некоторых развитых странах, к примеру в США, без комплекта личного фирменного инструмента на работу устроиться невозможно). В последнее время рынок наконец-то понемногу наполняется достойной отечественной продукцией, хотя до качества фирменной продукции она еще пока не дотягивает, но и стоимость имеет соответствующую. По этим причинам люди, занимающиеся профессиональным ремонтом, пред-


Профессиональный инструмент нового поколения.

почитают изделия таких именитых производителей как METRINCH (США), FACOM (Франция), HAZET, GEDORE (Германия) и др. (список проверенного на практике инструмента см. ниже), часто дающих пожизненную гарантию на весь ассортимент выпускаемой продукции. Конечно, иметь полный комплект фирменного инструмента для обычного российского автослесаря довольно дорого, но, имея самый необходимый, вы сильно облегчите себе жизнь, к тому же его можно приобретать по отдельности, в меру необходимости, постепенно скомплектовав необходимый набор. Качество отечественных отверток, особенно типа «крестик», пока очень плохое, здесь рекомендации однозначны: применяйте только фирменный инструмент (если нет желания высверливать «сорвавшиеся» головки винтов). Это же относится к инструменту с многогранным зацеплением (под внутренние шестигранники, звездочки и т. д.). Последствия применения некачественного инструмента такого типа несравнимы с высверливанием примитивного винтика (к примеру, повреждение внутренних шлицов болта крепления ГВЦ отнимет немало рабочего времени). В годы перестройки страну наводнил дешевый, в основном, китайский, тайванский, индийский и вьетнамский ширпотреб, единственным достоинством которого был презентабельный внешний вид и красочная упаковка. Такой инструмент приобретать не стоит, так как по точности размеров и прочности он порой не дотягивает до уровня худших представителей отечественного производства. Особенно в этом «отличились» ключи из Индии, создается такое впечатление, что этот инструмент изготовлен из хрупкого силумина, а не из специальной стали, как положено в таких случаях. Неискушенному в инструменте начинающему ремонтнику, думаю, будет полезен список фирм, выпускающих наиболее качественный инструмент: 1. SNAP-ON (США) — фирма, выпускающая легендарный дорогостоящий инструмент превосходного качества.


Новый комплект инструмента для монтажа от Алексея Земскова.

Весь ассортимент выпускаемой продукции (более 16 тыс.наименований) имеет пожизненную гарантию. Фирма является официальным поставщиком американского аэрокосмического агентства NASA, а это уже о многом говорит. 2. FACOM (Франция, SK FACOM — США) — фирма основана в 1918 году, имеет более 9 тыс. наименований выпускаемой продукции, в том числе для ремонта автомобилей семейства ВАЗ, лидер европейского рынка инструмента, качество которого вне всяких сомнений. Стоимость продукции несколько ниже, чем у американского конкурента, гарантия также пожизненная. 3. STAHLWILLE (Германия) — фирма наиболее известная в стране со времен СССР, когда на сборочные предприятия поставлялись значительные партии высококачественного инструмента. Стоимость продукции в настоящее время относительно высокая. 4. RJ — дочернее предприятие фирмы STAHLWILLE, и этим все сказано. 5. HAZET (Германия) — фирма * официальный поставщик инструментов для автомобилей «Ауди», «БМВ», «Форд» и «Мерседес-Бенц». Изящные, тонкостенные прочные ключи покоряют своим совершенством. 6. GEDORE (Германия) — концерн, являющийся мировым лидером в производстве высококачественного профессионального инструмента. На сегодняшний день предприятие объединяет пятнадцать инструментальных заводов: десять из них расположены в Германии, остальные в Австрии, Великобритании, Франции, Южной Африке и Бразилии. Ассортимент их продукции превышает 15 тыс. наименований слесарного инструмента, приспособлений и промышленной мебели. 7. MULLER ВЕМ (Франция) — фирма выпускает относительно недорогой крепкий профессиональный инструмент. 8. USAG (Италия) — успешно развивающаяся фирма с широкой гаммой высококачественной продукции. 9. METRINCH (США) — фирма, специализирующаяся на выпуске универсального инструмента, в равной мере

работающего как с метрическим, так и с дюймовым крепежом, отсюда и название фирмы (в переводе на русский звучит как метр-дюйм). Особого распространение в России инструмент (в силу своей универсальности) не получил, так как специальный инструмент всегда удобней универсального. Качество изготовления находится на очень высоком уровне. 10. TENG TOOLS (Тайвань) — не все тайваньское — «ширпотреб»; тем, кому нужен недорогой качественный инструмент, стоит обратить внимание на продукцию с таким названием. 11. SANDYIK (Швеция) — фирма, специализирующаяся в основном на столярном инструменте, однако выпускает и ключи весьма приличного качества. 12. HEYCO — малоизвестная пока фирма, выпускающая дорогой качественный профессиональный инструмент. 13. KUKKO — фирма, выпускающая большой ассортимент высококачественных профессиональных съемников и другой специализированный инструмент для ремонта. 14. EMARC (Тайвань) — выпускает высококачественные отвертки и пр., что при небольшой цене впечатляет. 15. SIGNET (Германия, Канада, Австралия, Япония) — промышленная группа, выпускает многообразную продукцию с очень привлекательным соотношением, цена — качество. 16. KING TONY — фирма создана в 1976 году как основной производитель профессионального инструмента для японских автозаводов. На сегодняшний день она входит в тройку мировых лидеров по производству торцевых головок. Высочайшее качество продукции компании KING TONY TOOLS подтверждено международными сертификатами ISO-9002 и TUV. Компанией выработаны собственные составы легированных сталей и методы их термической обработки, в результате чего прочность обычных торцевых головок превышает требования международного стандарта DIN более чем на 30%. '

17. USN (Германия) — отлично сработанные биты немецкого производства поражают своей износостойкостью. 18. KAMASA — TOOLS (Швеция, Германия, США, Япония)— Межнациональная шведская фирма, входящая в состав концерна KG KNUTSSON, основана в 1945 году польским эмигрантом Зигмутом Камаса (отсюда и название), выпускает качественный профессиональный инструмент, включая измерительный. Особое направление получило изготовление различного рода наборов. Стоимость инструмента, несмотря на его профессиональное предназначение, относительно небольшая> На инструмент распространяется пожизненная гарантия. 19. STANLEY (Англия) — фирма в выпускает качественный непрофессиональный инструмент в полтора-два раза дороже отечественного, но, как показывает практика, он того стоит. 20. KS TOOLS (Германия) — фирма выпускает вполне крепкий и относительно недорогой инструмент. 21. KNIPEX (Германия) — фирма, основанная в 1882 году, специализируется на изготовлении высококачественного инструмента типа «клещи». Весь инструмент эргономичен, удобен в работе с сильно «прикипевшим» крепежом и чрезвычайно прочен. К сожалению, стоимость продукции также крайне высока. 22. BETA — продукция этой фирмы часто встречается на СТОА. Сверла, электроинструмент, отвертки, наборы для резки и развальцовки трубок, экстракторы и другой немаловажный инструмент зарекомендовали себя как качественный и профессиональный. 23. SOLINGEN (Германия) — крепкий, удобный и надежный инструмент. Стоимость высока, однако она полностью соответствует качеству. 24. KLANN — дочерняя компания концерна GEDORE. Продукция, выпускаемая под этой торговой маркой, широко известна специалистам по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей. На протяжении последнего десятилетия, благодаря большому ассортименту запатен-

тованной продукции и передовым технологиям производства, фирма практически не имеет конкурентов и является одним из основных производителей специального автомобильного инструмента в Европе. 25. METAPRO ^ малоизвестная пока фирма, выпускает отличный инструмент. 26. ALEX SYSTEM (Россия — Тайвань) г^ фирма выпускает вполне крепкий, дешевый и надежный инструмент. 27. S&R недавно появившийся в России, вполне удобный и прочный инструмент по приемлемым ценам. 28. STAYER (Германия)—г набирающая «обороты» на нашем рынке фирма, выпускает широкую гамму недорого прочного инструмента. Несмотря на специализацию фирмы в строительной области, в продаже все чаще встречается инструмент для авторемонта. Инструмент обычно подразделяется на серии MASTER и PROFESSIONAL; вторая хотя несколько дороже, гораздо предпочтительней. 29. SATA (Тайвань)— фирма выпускает недорогой прочный инструмент. 30. KWB (Германия) — фирма выпускает удобный и прочный инструмент., 31. APELAS (Германия) — в продаже попадаются привлекательные наборы удобного и прочного инструмента. 32. WIHA — дочерняя компания концерна GED0RE, ведущий европейский производитель инструментов отверточной группы. Отвертки WIHA современных моделей отличает сочетание прочности и надежности изделий для тяжелой профессиональной работы с комфортностью и элегантностью форм, созданных в соответствии с последними достижениями эргономики. Широкий спектр Т-образных воротков и Г-образных шестигранных ключей компании делает ее продукцию незаменимой в заводских цехах и домашних мастерских. Большую долю известности принесли предприятию высокопрочные и долговечные отверточные насадки, рассчитанные д&-самые:рд3г личные категор: ии потребителей.

33. CAROLUS — дочерняя компания концерна «GEDORE», популярная среди европейских специалистов марка, под которой выпускаются: торцевые головки, трещотки с изменяемым положение головки, универсальные наборы торцевых головок и насадок. Продукция фирмы пользуется популярностью благодаря удачному соотношению цены и качества изделий. 34. DAKO — дочерняя компания концерна GEDORE, ее продукция более века известна европейским специалистам по монтажу труб и сантехнического оборудований. Трубные ключи исключительной прочности, ручные и гидравлические трубогибы, специализированный сантехнический инструмент, труборезы, развальцовки — это далеко не полный перечень изделий этой фирмы. 35. HABERO — дочерняя компания концерна GEDORE, торговая марка, под которой выпускается широкий спектр профессиональных молотков, кувалд, зубил и выколоток для различных видов работ. 36. BALDUR — дочерняя компания концерна GEDORE, торговая марка съемников для промышленности и автомобильного ремонта. Высокая прочность кованых съемников позволяет прилагать многотонные усилия к демонтируемым деталям. Наиболее крупные съемники оснащены гидравлическим приводом. 37. TORQUELEADER и RAHSOL DREMOTEC — дочерние компании концерна GEDORE, торговые марки, под которыми выпускается большинство динамометрических ключей, контрольного оборудования для их тестирования, производятся динамометрические ключи стрелочного и проскальзывающего типа, а также динамометрические отвертки для малых моментов. 38. BRIGADIER (США) — компания выпускает крепкий профессиональный инструмент. 39. TONA — фирма изготавливает инструмент из высоколегированной хромованадиевой стали, термически обработанный так, что он достигает оптимальной прочности, высоко оцениваемой во всем мире.

40. «AM OUTILLAGE (Франция) — известная марка, производящая широкий ассортимент ручного инструмента для профессионалов, включающий около 9 тыс. наименований. 41. DEHCO (Германия) — попадающиеся экземпляры ключей этой фирмы создают впечатление, о вполне качественном изготовлении, 42. SAM (США) — старейшая американская фирма. Горный инженер из Сант-Этьенна Франк Бланк организовал компанию в 1907 году, она имеет филиалы в Бельгии и Испании. Фирма выпускает прочный и эргономичный инструмент. 43. KRAFTOOL (Германия) — фирма выпускает крепкий инструмент, один из лучших в нижнем ценовом секторе. 44. SANOKYO TOOL CO., LTD (Япония) — редкий представитель на наших прилавках. Недорого приобретенный (еще в перестроечные годы) аккуратный чемоданчик с набором головок метрической и дюймовой размерности до сих пор радует удобством и качеством изготовления. 45. «HESCO (США) — производитель шестигранных ключей и другого высококачественного инструмента, с помощью которого выполняются самые сложные операции. С 1988 года фирма входит в состав AMERICAN TOOL, крупнейшего производителя строительных инструментов. 46. IRWIN (США) — наборы головок этой фирмы имеют пожизненную гарантию, что, несомненно, характеризует качество выпускаемой продукции. Приобретать инструмент известных фирм-производителей лучше всего у официального дилера, так как еще не редки случаи попыток продать внешне привлекательный низкокачественный инструмент по «фирменной» цене. Из отечественного инструмента лучшие показатели по прочности у продукции заводов Новосибирска (товарный знак — буква «Н» в ромбике) и Павлова (товарный знак — буква «П» внутри стилизованной единицы). При всей его

«неказистости» инструмент вполне крепкий и заслуженно может претендовать на место первого инструмента начинающего слесаря. При покупке отечественного инструмента следует учитывать некоторые нюансы, а именно: для гаечных ключей существует ГОСТ 2838-80, который предусматривает четыре группы прочности: А, В, С и D. Стандарт предус= матривает механические испытания инструмента на прочность методом постепенного увеличения нагрузки до начала момента разрушения. Самый прочный ключ с открытым зевом содержит на своем корпусе букву «С» или не содержит никаких .букв из этого ряда. Менее прочные ключи из группы «D» обязательно маркируются. В группах «А» и «В» отражены ключи с закрытым зевом, причем характеристики по прочности в группе «А» раз в пять превышают аналогичные для группы «В». Большинство качественного инструмента изготовлено из сталей, содержащих около одного процента хрома, ванадия или молибдена, отвертки и ключи группы «D» могут быть сделаны из простых углеродистых материалов. Инструмент оценивается также по геометрическим размерам, твердости, шероховатости и внешнему виду. Его твердость должна быть в интервале 47—52 единиц по Роквеллу. Что касается устройства и конкретных рабочих размеров инструмента, здесь необходимо исходить из своей специализации и конструкций крепежных элементов ремонтируемых автомобилей, учитывая то, что часто встречаются автомобили с крепежом «дюймовой» размерности. В качестве примера можно привести минимальный комплект универсального инструмента с метрическими размерами, достаточный для капитального ремонта -большинства выпускаемых двигателей и других узлов легковых автомобилей: 1. Рожковые ключи с открытым зевом. Вполне достаточно иметь размерности от 6 до 24 мм с шагом: (6); (7); 8; (9); 10; (11); 12; 13; 14; (15); (16); 17; (18); 19; (20);

(21); 22; 24; (30) и 32. Размеры зева указанные в скобках, говорят о том, что крепеж такого размера изредка, но встречается. 2. Плоские ключи с замкнутым зевом лучше приобретать комбинированные: с одного конца несколько отогнутый зев замкнут, с другого конца рожковый ключ одной и той же размерности. Не стоит в этом случае беспокоиться о «лишних» рожковых ключах, не редко встречаются соединения болт — гайка с одинаковыми размерами. Размерность и ее шаг точно такие же, как для рожковых ключей (см. пункт 1). 3. Накидные изогнутые ключи с замкнутым зевом. Эти ключи удобны для демонтажа коллекторов и работы в ограниченном пространстве. Замкнутый двенадцатигранный зев дает возможность затягивать и отворачивать крепеж с большим усилием в секторе 30°. Размерность и шаг также должны соответствовать первому пункту. 4. Торцовые ключи. Ключи, наиболее подходящие для капитального ремонта автомобильных двигателей, узлов трансмиссии и подвески. Приобретать такой инструмент лучше всего набором, уложенным в удобный чемоданчик. Разумеется, фирменный дорогой инструмент для профессиональной деятельности приобретается постепенно по мере необходимости. В этом случае лучше всего начинать с наиболее ходовых головок размерами 10, 13, 17 и 19. Торцовые головки могут иметь различные размеры квадратного гнезда под вороток (измеряются в дюймах и, как правило, применяются размерностью в 1/4" , 3/8" , 1/2" и 3/4" ) и длину (короткие и удлиненные), а также форму рабочих поверхностей (шестигранные внутренние и наружные, двенадцатигранные внутренние и наружные и специальной формы TORX — шестиугольная звезда и SPLIN — двенадцатиугольная звезда). Применение разных размеров под вороток объясняется теснотой в зоне крепежа в конструкциях современных автомобилей и удобством работы.

Головки под «силовой» вороток 1/2" (стороны квадрата 12,7 мм), начиная с размера 12 мм, являются наиболее востребованными, к тому же с этим размером работает основная масса выпускаемых динамометрических ключей. Для мелких работ наиболее удобны головки под вороток 1/4" и 3/8" (стороны квадратов: 6,35 и 9,55 мм соответственно). С целью «объединения» разных присоединительных размеров головок и воротков выпускаются переходники с одного размера квадрата на другой (рис. 2.1), что значительно расширяет возможности имеющегося инструмента. Что касается количества рабочих граней, следует учесть, что шестигранные головки способны передавать большие усилия и меньше портят поверхность крепежа, чем двенадцатигранные, но они практически неработоспособны в случаях ограниченного углового перемещения рукоятки инструмента. Головки под размер воротка 3/4" (стороны квадрата 19,05 мм) применяются в основном с размера более 24 мм и предназначены для ремонта крупногабаритных узлов и механизмов. В основной массе легковых автомобилей такие размеры имеют только храповик или центральный болт переднего конца коленчатого вала. Для этого крепе-

жа удобнее всего приобрести специальный «храповичный» силовой ключ (не нужно путать с довольно слабым сервисным ключом для проворачивания вала при регулировках двигателя). Для того чтобы как-то избавиться от мешающих рядомстоящих деталей, необходимо приобрести несколько различных по длине удлинителей. Для «силового» инструмента с размером гнезда под вороток 1/2" достаточно нескольких удлинителей с размерами по длине: 100130 мм, 200—250 мм и 500-600 мм, а также, если демонтаж двигателя от коробки затруднен с точки зрения доступа к крепежу (к примеру, на классических моделях ВАЗа), имеет смысл поискать удлинитель на 800-1000 мм. Не редкость, когда инструменту, оснащенному подходящим удлинителем, мешают соседние детали, неудачно расположенные с точки зрения доступа к крепежу по прямой линии. Для того чтобы увеличить «гибкость» сочлененного инструмента, выпускаются инструменты со специальной формой внешнего квадрата (к примеру, как на удлинителе фирмы KING TONY (рис. 2.2), который работает как шарнир с небольшим угловым отклонением, чего, впрочем, в большинстве случаев вполне достаточно). Если угол отклонения инструмента необходимо завернуть «покруче», необходимо приобрести специально для этого выпускаемые карданные шарнирные вставки (рис. 2.3).

Как правило, карданная вставка под «силовой» вороток 1/2" должна быть обязательно фирменной, тонкие оси карданов у дешевого «ширпотреба» гнутся и отваливаются от первой серьезной нагрузки. При покупке особое внимание обращайте именно на конструкцию осей, они должны быть обязательно цельные развальцованные или аккуратно заклепанные, но никак не трубчатые. Для того чтобы выкручивать крепеж «из-за угла», выпускают гибкий удлинитель, специально разработанный для таких ситуаций (рис. 2.4), в основе принципа работы которого лежит тот же самый эффект, что издавна применяется в гибких плетеных тросиках для прочистки канализационных труб.

Следует учесть, что, при всей его поражающей «изворотливости», он не предназначен для работы со значительными усилиями. Возникающие неудобства при невозможности крутить вороток по кругу легко устраняются специально предназначенными для этого трещотками (рис. 2.5), имеющими встроенный переключатель направления вращения. Такого рода ключи очень удобны в ситуациях, когда необходимо часто переставлять инструмент. При работе следует учитывать, что инструмент не предназначен для «силовых» нагрузок, особенно внушительных в первоначальный момент откручивания прикипевшего крепежа. Для начала вполне достаточно иметь трещотки под две размерности: 3/8" и 1/2" . Непременный атрибут наборов торцового инструмента — воротки, встречаются в основном трех видов (рис. 2.6): Т-образный вороток из двух подвижных относительно друг друга деталей, Г-образный вороток с квадратами с обеих сторон и вороток-удлинйитель с шарниром. Как показывает практика, последний особенно удобен при проведении ремонтных работ. Для крепежа, имеющего внутренний шестигранник, необходим набор Г-образных ключей от 1,5 до 10 мм с шагом 0,5-1,0 мм (рис. 2.7).

В последнее время иностранные производители выдумали огромное количество крепежа с разного рода нестандартным профилем граней, абсолютно ненужным с точки зрения ремонтника. Все это разнообразие придумано толь-

ко с одной целью: не допускать любопытствующих «чайников» внутрь ответственных узлов и агрегатов. Как ни крути, а выложить приличную сумму за «ненужный» инструмент все же придется. Для экономии инструмент можно приобрести по отдельности в виде стандартных вставок или так называемых бит. Как пример, можно привести список из набора шестигранных бит, специально выпускаемого для ремонта автомобилей: 1. 10 мм биты HEX — 4; 5; 6; 7; 8; 10 и 12 мм (длиной 30 и75 мм). 2. 10 мм биты STAR (TORX) — Т20; Т25; ТЗО; Т40; Т45; Т50 и Т55 (длиной 30 и75 мм). 3. 10 мм биты SPLINE — М5; Мб; М8; М10 и М12 (длиной 30 и 75 мм). Как показывает практика, для ремонта большинства импортных автомобилей вполне достаточно набора 10 мм (размер под вороток) бит SPLINE —М5 ; Мб; М8; М10 и Ml2 (длиной 30 и 75 мм), с помощью которых без труда удается открутить «серьезные» болты ШРУСов при демонтаже коробки и двигателя. Для монтажа ГВЦ двигателей «Ауди», «МерседесБенц» и др. с головками болтов ranaSPLIN, желательно иметь инструмент покрепче, например такой, как показан на рисунке 2.8. Малоприятную работу с «прикипевшим» крепежом под отвертку существенно облегчит фирменный инструмент. Лидирующие позиции в этом секторе занимает небезызвестная фирма WIHA, специализирующаяся на выпуске очень прочного и удобного инструмента. Отвертки для частого пользования лучше приобретать по отдельности или малыми наборами. Желательно иметь отвертки с плоским шлицем: 3; 4; 5; 6; 7 и 8 мм, с «крестиком» РН1-РНЗ и длиной рабочей части от 35 до 250 мм. Для увеличения усилия на шлице некоторые производители предусматривают удобный шестигранник под рожковый ключ в нижней части рукоятки.

Если же и такие внушительные экземпляры не справляются с «засевшим» винтом, на помощь придет ударная отвертка, работающая совместно с молотком (рис. 2.9),

лучше, если этот молоток будет иметь ударную часть с медной вставкой. Такой инструмент имеет переключатель вращения и, пожалуй, является единственной отверткой, способной открутить двер»ные петли, к примеру, на «Жигулях». Внутреннее гнездо-шестигранник на 8 мм и квадрат под вороток на 1/2" способны работать через переходники с любыми головками, что бывает очень актуально при начальной фазе откручивания трудного крепежа. Из недорогих, но вполне крепких инструментов следует выделить малогабаритные наборы бит с универсальной реверсивной рукояткой производства фирмы KRAFTOOL (Германия). Наборы, как правило, имеют в своем составе не только мелкие биты различной формы, но й тонкостенные прочные головки от 5 до 12 мм под вороток 1/4" , порой просто незаменимые в случаях, когда крепеж почти упирается в близко стоящие детали. Подобные комплекты, кроме всего прочего, имеют в своем составе биты с профилем TORX и PZ, необходимые при ремонте импортных автомобилей. Вместо морально устаревшего и неуклюжего разводного ключа стоит приобрести более прогрессивный инструмент — универсальные переставные клещи (рис. 2.10), способные справиться с крепежом, потерявшим свои грани.

Свечные ключи, входящие в комплект инструмента, прилагаемого к отечественному автомобилю, покупать не стоит, лучше приобрести фирменные, с резиновой вставкой для центрирования и удержания свечи (рис. 2.11). Кроме вышеописанного инструмента, необходимо иметь электрический и чисто слесарный инструмент, а именно: 1. Молотки массой 300, 500 и 800 г. 2. Зубила с шириной лезвия — 5; 16 и 20 мм. 3. Слесарную отвертку с ударной стальной вставкой с ее торца. 4. Ножовку по металлу с набором запасных полотен. Также неплохо приобрести или изготовить ее уменьшенную (примерно в два раза) копию (рис. 2.12) для работы в труднодоступных местах. К тому же, в таком случае появляется возможность дальнейшего использования еще свежих, но поломанных полотен. 5. Набор напильников разной конфигурации. 6. Набор надфилей, включая плоские алмазные, необходимых для подгонки зазора в поршневых кольцах. 7. Пассатижи 2—3 типоразмеров. 8. Кусачки.

9. Щетки с коротким и длинным металлическим «ворсом». 10. Наждачную бумагу различной зернистости. 11. Шпильковерт для шпилек диаметров от 6 до 12 мм (рис. 2.13).

12. Гайколом для удаления гаек путем давления острым выдвижным «жалом» на ребро гайки (рис. 2.14). 13. Паяльник с припоем, канифолью и специальным флюсом для стальных поверхностей. 14. Универсальный съемник с набором демонтажных лап. 15. Выколотку с медным наконечником. 16. Кернер. 17. Бородок. 18. Набор для нарезки и исправления резьбы. 19. Электрическую дрель с набором сверл от 1,0 до 12 мм типа HSS (надпись HSS, говорит о высоком качестве инструмента). 20. Точило с электроприводом. 21. Термошкаф для горячей запрессовки поршневых пальцев в шатун (только для двигателей, имеющих запрессованный в шатун палец). 22. Паяльную лампу средних размеров. 23. Набор разверток диаметром от 7 до 24 мм. 24. Промышленный воздушный фен (рис. 2.15). 25. Круглогубцы. 26. Пинцеты 2-3 типоразмеров. 27. Ножницы по металлу. 28. Тестер. 29. Обжимку для клемм. 30. Шабер или подобно ему заточенный напильник.

31. Небольшой стальной шпатель для снятия отслоившейся краски и толстых слоев грязи. 32. Металлическую круглую щетку под дрель. 33. «Болгарку» мощностью 800-2000 W. 34. Электрический или пневматический гайковерт. Кроме слесарно-монтажного инструмента есть необходимость приобрести монтажно-измерительный и измерительный (последний будет рассмотрен в главе 2.2). К монтажно-измерительному инструменту относятся динамометрические ключи. Они работают в комплекте с торцевыми головками, обеспечивая точную величину затягивания соединения, что очень важно при ремонте многих ответственных узлов. Из всего выпускаемого многообразия конструкций этого крайне необходимого при сборке инструмента, если сказать точнее — прибора, имеет смысл поискать надежный и удобный в работе ключ с индикатором часового типа. Представителем отечественного инструмента такого

рода был очень даже неплохой ключ типа «ДК-25», способный работать с усилием до 25 кг/м. Раритет даже в наше время изредка можно встретить в продаже в комиссионных магазинах или на рынке. Из недорогих на рынке встречаются динамометрические ключи польского производства с набором торцовых головок. Головки в наборе довольно слабые, что нельзя сказать о самом ключе. Вполне удобный и надежный, он способен работать в диапазоне от 0 до 12 кг/м, что вполне достаточно для ремонта основной массы двигателей. Ключ (рис. 2.16) имеет прямую и обратную шкалу и для работы в затемненных местах оборудован световым индикатором, который легко настраивается на определенное усилие с помощью пластмассового ободка, расположенного на индикаторе. Разного рода динамометрические ключи «со щелчком», а также имеющие длинную стрелку вдоль рукоятки и шкалу, приклепанную непосредственно к корпусу, показали себя как неудобные и после некоторых мучений были заменены старым добрым механизмом с компактным и точным индикатором часового типа. Особенно неудобен был ключ «со щелчком», когда возникала необходимость затянуть крепеж в несколько этапов с различными усилиями, не говоря о том, что «с его помощью» можно легко упустить момент, когда резьба вследствие своего низкого качества, образно выражаясь, «поплыла», то есть наступал момент ее необратимой деформации.

Вышеперечисленный список инструмента не является чем-то строго обязательным. Исходя из конструкции ремонтируемых автомобилей, а также из специализации предприятия, каждый ремонтник должен его скорректировать под свои потребности. Узкоспециализированный инструмент и приспособления для удобства изучения будут представлены в соответствующих главах.

rss